Во времена кризисов и на пике своего развития любой производитель продолжает вести борьбу за своего потребителя. И в этой рыночной войне применяются маркетинговые формы воздействия, и тем более такие эффективные как конкурсы. Эффект от участия в конкурсах можно рассматривать как со стороны производителей, так и как пользу для покупателей.
В системе маркетинга конкурсы представляют собой элемент активного продвижения и вовлечения потребителей в маркетинговый процесс, возможность сделать общение производителей и потребителей тесным и взаимовыгодным.
Главным стимулом для участия производителей в каких-либо отраслевых, сертификационных или товарных конкурсах (в том числе и международных) – получение возможности промаркировать свою продукцию фирменным логотипом и получить соответствующий сертификат качества.
Конкурсы производителей обычно организуются в несколько этапов:
- формирование конкурсного представления (самооценка) предприятия как участника;
- проведение экспертной оценки на региональном или общегосударственном уровне;
- конкурсная программа: презентация, дегустация, опросы и отзывы, при необходимости – технологические и сертификационные тесты свойств продукта, оценка динамики результатов деятельности, оценка системы контроля качества и менеджмента;
- определение финалистов, лауреатов и победителей основной конкурсной комиссией.
Отдельно нужно отметить необходимость проведения широкомасштабной рекламной кампании, касающейся участия предприятия в конкурсе с целью предварительной активизации потребительского внимания.
Критерии оценки, заложенные в программу конкурса, активно стимулируют и ориентируют производителя лицом к потребителю с целью наилучшего удовлетворения его потребностей.
Но за счет того, что каждый критерий требует оценки экспертами, результат такого конкурса может быть достаточно субъективным со всеми негативными последствиями. Поэтому для оптимальной оценки качества и конкурентоспособности продукции необходимы конкурсы потребительские.
Конкурсы среди потребителей всегда преследуют несколько целей:
рекламную, информационную, производственную, аналитическую. Формы конкурсов и виды поощрений ограничены только масштабами человеческого воображения.
Участие в конкурсе может быть в виде отзывов и голосований, разработки проектов новой продукции или рекламного слогана, выражаться в звуковой, графической или иной форме. Особенно продуктивными бывают конкурсы с использованием методов краудсорсинга, то есть когда совместными усилиями участников создается что-то новое, пусть не всегда полезное, но обязательно – креативное. Зачастую победитель тоже выбирается самими участниками. В конкурсе могут принимать различные группы потребителей: любители, профессионалы и знаменитости, участники разного возраста и социального положения.
Отдельно стоит отметить эффективность проведения интернет-конкурсов. Посетители сайта и активные блоггеры обладают огромным потенциалом лояльности, профессиональны и внимательны, круглосуточно активны – это самая лучшая прекрасная аудитория для маркетолога. По сути, удачный проведенный конкурс – это та же реклама, только совершенно в другой форме.
Очевидно, что конкурсы нужны потребителям — ведь они хотят выбрать все самое лучшее и качественное, нужны производителям — чтобы доказать свой потенциал и оценить свое место на рынке. Именно на конкурсы создают тренды, презентуют инновации и новые технологии. Для каждого субъекта рынка участие в конкурсе, а тем более, его результат — надежная инвестиция в будущее развитие. Попробуйте выделиться среди конкурентов ради потребителей – и успех вам гарантирован!